ПАКЕТ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ "ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РИСКА АВАРИЙ НА МН И МНПП. ПРИКАЗ РОСТЕХНАДЗОРА 07.11.2014 №500, 27.12.2013 №646, 06.11.2013 №520, РД 03-14-2005, РД 03-418-01, РД 03-357-00"
ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ОТ 7 НОЯБРЯ 2014 Г. № 500 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ", ПРИКАЗ РТН ОТ 06.11.2013 №520 "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ", ПРИКАЗ РТН ОТ 25.11.2005 №893 (РД 03-14-2005), ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСТЕХНАДЗОРА РОССИИ ОТ 10.07.2001 №30 "МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА РИСКА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ (РД 03-418-01)", ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСТЕХНАДЗОРА РОССИИ ОТ 26.04.2000 №23 "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА (РД 03-357-00)"

Пакет прикладных программ позволяет провести вероятностную оценку степени риска аварийных утечек нефти на магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах МН (МНПП) и сформировать "Отчет об оценке степени риска аварий на МН (МНПП)" в соответствии с :

  • РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов»,
  • «Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах», ОАО "АК "Транснефть" от 30.12.99 № 152 ,
  • «Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на маги¬стральных нефтепроводах», Минтопэнерго РФ 01.11.95 г.;
  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 ноября 2014 г. № 500 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов",
  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2012 г. N 781 "Об утверждении Рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах", center>
  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. N 101 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности",
  • Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 730 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах" , включащую следующие структурные элементы
  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 декабря 2013 г. No 646 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности» , :

    СОСТАВ
    ПАКЕТА ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ "ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РИСКА АВАРИЙ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДАХ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДАХ НА МН(МНПП).
    ПРИКАЗ РТН ОТ 7 НОЯБРЯ 2014 Г. № 500 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ"" :

  • Пакет прикладных программ "Оценка степени риска аварий на магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах МН (МНПП)"
    • Программа "Ранжирование участков и составляющих МН (МНПП) по показателям риска аварии"

      6. Ранжирование участков и составляющих МН (МНПП) по показателям риска аварии

       

      На этапе "Оценка риска аварий"

      для каждого участка трассы МН проводится:

       

      • оценка частоты утечек нефти, в том числе частоты образования дефектного отверстия в зависимости от величины его эффективной площади Sэфф;
      • оценка последствий аварий (возможных объемов разливов, площадей загрязнения, экономического ущерба, экологических показателей по времени самовосстановления компонентов окружающей природной среды);
      • оценка степени риска по выбранным показателям риска;

       

      для всей трассы МН проводится:

      • анализ и обобщение оценки риска каждого участка;
      • ранжирование участков по показателям риска.

       

      оцениваются показатели риска, характеризующие:

      • удельную (локальную) частоту аварийных утечек из нефтепровода п, определяемую на основе статистических данных по авариям на МН и балльной оценки технического состояния нефтепровода согласно приложениям 2 и 5 Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах», ОАО "АК "Транснефть" от 30.12.99 № 152;
      • частоту образования дефектного отверстия в зависимости от его площади Sэфф (приложение 3 Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах», ОАО "АК "Транснефть" от 30.12.99 № 152);
      • ожидаемые среднегодовые потери нефти за счет аварийных разливов Rv (объем или стоимость потерь) ( приложение 4 Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах», ОАО "АК "Транснефть" от 30.12.99 № 152);
      • ожидаемые среднегодовые площади загрязнения сухопутных ландшафтов Rst и водных объектов Rsr (приложение 4 Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах», ОАО "АК "Транснефть" от 30.12.99 № 152);
      • ожидаемый среднегодовой экологический ущерб как сумма штрафных санкций за загрязнение компонентов природной среды Rd (см. приложение 4 Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах», ОАО "АК "Транснефть" от 30.12.99 № 152);
      • выведенные из естественного состояния эффективные площади сухо путных ландшафтов Ret и водных объектов Rer, которые определяются на основе частоты аварий, средней площади разлива нефти и времени самовосстановления загрязненных компонентов природной среды (приложения 4, 6, 7 Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах», ОАО "АК "Транснефть" от 30.12.99 № 152).

       

      Полученные показатели риска участков трассы МН используются для выявления приоритетов в мероприятиях обеспечения безопасности и выбора оптимальной стратегии технического обслуживания, диагностики и ремонта трубопровода. Кроме того, на основе анализа распределения показателей риска могут быть выбраны участки трассы МН, для которых необходимо более точно оценить показатели риска и разработать рекомендации.

             Ранжирование участков и составляющих МН (МНПП) по основным опасностям аварий осуществляется для однотипных участков и составляющих МН (МНПП) по характерным для них основным показателям риска аварий.

            Для ранжирования участков ЛЧ МН (МНПП) строят зависимость для характерных показателей риска аварии:  удельная интенсивность аварий (1/(1000 км∙год)), средняя масса утечек нефти, нефтепродукта при аварии            (тонн),  , средняя масса потерь нефти, нефтепродукта при аварии (тонн) Rm1000, удельные ожидаемые потери нефти, нефтепродукта при аварии (т/(1000 км∙год))  , средний размер ущерба от аварии, в том числе: (тыс. руб.) Y$oc, средний размер платы за загрязнение окружающей среды при аварии (тыс. руб.) Y$m, средние потери нефти, нефтепродукта при аварии в денежном выражении (тыс. руб.) RY1000, удельный ожидаемый ущерб от аварии (млн. руб./(1000 км∙год))  вдоль всей трассы по форме, изображенной на рис. 1, где R(n) – один из показателей риска для n-го участка, xn – расстояние от начала трассы для n-ого участка, Ln – длина n-го участка трассы МН (МНПП), полученная в результате деления трассы МН (МНПП) на участки.

            Для ранжирования составляющих площадочных объектов МН (МНПП) составляют таблицу с полным перечнем рассмотренных составляющих, сгруппированных по типам (насосное оборудование, резервуары и иное емкостное оборудование, технологические трубопроводы опасных веществ), и указанием рассчитанных показателей риска аварии в порядке убывания средней массы потерь нефти, нефтепродукта при наиболее опасном сценарии аварии. Отдельно указываются составляющие, имеющие максимальные значения по другим показателям за исключением RY , ожидаемый ущерб от аварий на площадочном объекте МН (МНПП) (тыс. руб./год)

      После завершения оценки риска каждого п-го участка трассы строят зависимость для различных показателей риска R  вдоль всей трассы. Эта зависимость будет иметь вид, изображенный на рис. 1, где R(п) — один из показателей риска для п-го участка,
      Хпрасстояние от начала трассы для
      п-го участка, Lп длина п-го участка трассы М Н. полученная в результате деления трассы М Н на участки.

                                                                                          

       

                                                                            Рисунок 1 - Общий вид распределения показателя риска R(n) вдоль  трассы МН (МНПП)

       

       

       Участки с максимальным уровнем риска Rv, характеризующим среднегодовые объемы утечек нефти, в первую очередь должны рассматриваться с точки зрения необходимости обследования, диагностики или ремонта. По завершении диагностических и ремонтных работ соответствующие оценки факторов должны быть скорректированы.

      На базе показателей рисков Rst, Rsr, Ret и Rer проводят оценку требований к службам ликвидации последствий аварийных разливов нефти на сухопутных ландшафтах и водных объектах.

      Совместное использование показателей рисков Rst, Rsr, Ret и Rer позволяет уточнить распределение служб, привлекаемых для ликвидации последствий аварий, вдоль трассы МН, при этом учитываются не только ожидаемые площади загрязнения (Rst, Rsr), но и возможные экологические последствия аварий через эффективные площади загрязнения Ret и Rer.

      Значения Rвd, Rпd и Rаd могут быть использованы при формировании специального экологического фонда предприятия нефтепроводного транспорта, при проведении экологического аудита и экологического страхования МН, при разработке декларации промышленной безопасности объекта.

      Значения Rv и Rd могут быть использованы при проектировании для сравнения опасности различных вариантов прокладки МН или с существующими объектами трубопроводного транспорта.

       

       


      ЦЕНА И УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ:

      Программное обеспечение (ПО) передается индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам через прямое информационно-технологическое сопровождение в НПП "Авиаинструмент", сделав "Заказ" на необходимую конфигурацию ПК "Русь".

      Заказ программного комплекса: Заказать

      Поддержка и сопровождение: Информационно-технологическое сопровождение (ИТС).

      ООО НПП "Авиаинструмент" аккредитовано по осуществлению деятельности в области информационных технологий от 07 марта 2008 г. за №60 (Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 09.01.2008г. №3)